Как обеспечивается защита персональных данных при работе с чат-ботами
Большинство чат-ботов представляют собой облачные сервисы: вы регистрируете аккаунт и получаете доступ к боту. Вы предоставляете ему ваши конфиденциальные данные, которые требуются для создания профиля, либо делитесь ими позже, в процессе работы. И вся эта информация, по сути, оседает у провайдера, который предоставляет пространство для функционирования чат-бота: у него может быть доступ как к вашим личным сведениям, так и к истории чатов на сервере. Неудивительно, что облачные сервисы становятся мишенью для атак мошенников. Поэтому важно понимать, как обеспечивается безопасность данных при работе с чат-ботами. Это поможет избежать нападений от злоумыщленников, которые под видом чат-ботов могут воровать данные пользователей.
Напомним, что в политике конфиденциальности (которую можно изучить перед регистрацией) обычно прописываются действующие на сервисе способы защиты данных пользователя, а также уточняется, какие данные в принципе сервис может собирать. Поэтому не забывайте изучить этот документ перед созданием аккаунта.
Какие угрозы есть при использовании чат-ботов
Если у чат-бота недобросовестные разработчики, то они могут покуситься на ваши личные данные или нанести вред другим способом.
Какие угрозы могут быть?
- Кража конфиденциальных данных мошенниками для своей выгоды (как через «дырки» в защите, так и во время бесед, когда они прикидываются невинными овечками)
- Использование вашей личной информации в дальнейших проектах разработчиков без вашего согласия
- Распространение через чат-бота вредоносных программ (опять же для кражи данных)
Способы защиты данных пользователя
Есть несколько вариантов того, как конфиденциальные данные пользователя могут быть защищены во время работы с чат-ботом.
Двухфакторная аутентификация (2FA)
Это вторая ступень защиты после создания пароля, которая позволяет усилить защиту личных данных. Если кто-то попытается получить доступ к вашему аккаунту, то ему понадобится не только взломать ваш пароль, но и узнать уникальный единоразовый код, который генерируется в специальном приложении. Либо иногда эти коды приходят в смс на смартфон или на электронную почту, если ваш профиль привязан к телефону или e-mail. В любом случае 2FA – уже задачка намного сложнее.
Помимо двухфакторки разработчики используют другие виды шифрования информации при использовании чат-бота, что дополнительно защищает ваши данные от чужих глаз и рук.
Авторизация через другие сервисы/системы
Чтобы получить доступ к чат-боту, вас могут попросить авторизоваться через аккаунт в Google или Microsoft, например. В этом случае безопасность личных данных при работе с ботом будет обеспечиваться за счет сторонних глобальных сервисов. То есть нет необходимости в 2FA в самом боте, если вы авторизуетесь через учетку в Google, где у вас аккаунт и так защищен двухфакторной аутентификацией. В целом, сервисы от Google и Microsoft предлагают несколько способов защиты личной информации, что в том числе помогает и при работе с чат-ботами, если вы входите через сторонние аккаунты.
Настройки аккаунта в чат-ботах
Часто разработчики чат-ботов просят разрешение на доступ к общению с ботом, чтобы использовать полученную информацию для его дальнейшего обучения. Обычно этот пункт прописан в политике конфиденциальности. Также разработчиком может быть указано, что при использовании чат-бота, он собирает данные переписки, но они анонимизируются. Иногда пользователям доступны два режима – стандартный (где переписка открыта для использования другой стороной) и приватный (где все данные в переписке защищены). Здесь формат взаимодействия зависит от выбора пользователя.
Чтобы история вашей переписки с ботом не стала достоянием общественности – не сохранялась в архивах разработчиков и не отправлялась на серверы провайдера – в настройках можно указать, что вы не хотите, чтобы она сохранялась. Этот момент контролируется на вашей стороне, чаще всего у пользователей режим доступа к истории переписки стоит по умолчанию.
Защита данных у бизнес-аккаунтов
Если при регистрации профиля для работы с чат-ботом, вы указываете, что он нужен вам для бизнеса, то настройки по умолчанию могут быть иными. В таком случае к вашим пользовательским данным не будет доступа изначально, а чтобы открыть и отдать сведения для обучения бота, нужно будет поменять исходные настройки в аккаунте.
Делиться личными данными или нет
У компании-разработчика чат-бота может быть много защитных механизмов для обеспечения безопасности ваших персональных данных, но все это бесполезно, если вы сами делитесь личной информацией необдуманно. Помните, самим чат-ботам для работы не нужны ваши конфиденциальные сведения. Они могут потребоваться компании, которой принадлежит бот, и здесь нужно уже подумать над тем, доверяете ли вы компании, официальный ли это бот, и зачем ему ваши данные. Например, если это HR-бот, собирающий документы для вашего найма – вопросов нет, но опять же, лучше проверить на официальном сайте компании, действительно ли у нее есть такой чат-бот.
Что еще делают провайдеры для защиты данных
Помимо непосредственной защиты данных на уровне взаимодействия с пользователем, провайдеры делают более безопасными и другие рабочие пространства.
Для обеспечения безопасности данных:
- На серверах, где функционирует чат-бот, используется дополнительное шифрование и другие меры на уровне операционной системы.
- Регулярно обновляется программное обеспечение серверов и используются патчи безопасности.
- Тестируется исходный код чат-ботов на выявление уязвимостей, ведь нестыковки в нем могут позволить злоумышленникам добраться до личных данных пользователей.
Также весь персонал, работающий с чат-ботами и языковыми моделями, которые ложатся в их основу, знает все необходимые правила безопасности и методы защиты в случае атак. Каждый из них готов своевременно отреагировать на форс-мажор и помочь решить проблему, чтобы предотвратить утечку данных.