Какие бывают чат-боты: от кнопочных до GPT
Искусственный интеллект помогает бизнесу увеличивать продажи. Его используют для обслуживания клиентов и обучения сотрудников. Рассказываем, какие бывают чат-боты и для чего их используют.
Что такое чат-бот?
Чат-бот – это программа, имитирующая диалог с человеком. Она может общаться с пользователями на сайтах, в мессенджерах, в мобильных приложениях или по телефону. Каждый из видов чат-ботов нужен для конкретных целей и работает по определенному алгоритму. Простые – отвечают на ограниченный набор вопросов, а чтобы программа вела естественный диалог с пользователем, необходимо использовать технологии машинного обучения.
Виды чат-бота по областям применения
Чат-ботов используют во многих сферах. Они помогают автоматизировать рутинные процессы и повысить уровень обслуживания клиентов. Рассказываем, каким компаниям подойдут чат-боты.
Чат-боты в продажах
Чат-ботов используют для автоматизации взаимодействия с клиентами: они могут отвечать на простые вопросы о продуктах, цене и доставке. Благодаря этому у менеджеров по продажам появляется больше времени на решение нестандартных запросов и непосредственно на сами продажи.
Чат-боты могут общаться с пользователями даже в нерабочие часы. Это значит, что клиенты смогут получить помощь в любое время. Если проблема требует участия специалиста, чат-бот уведомит об этом сотрудников компании.
ИИ может анализировать историю покупок клиентов и составлять персональные рекомендации. Это повышает продажи и улучшает качество обслуживания клиентов.
Чат-боты могут узнавать у пользователей их мнение о компании. Обратная связь очень важна во всех сферах, и особенно если дело касается возможности удовлетворить потребности клиентов, так как возможность высказаться и быть услышанным повышает лояльность к бренду.
Чат-боты для HR-специалистов
Чат-ботов используют специалисты по работе с персоналом. Боты помогают им:
- организовывать собеседования,
- проводить онбординг,
- отвечать на часто задаваемые вопросы,
- обрабатывать заявки на отпуск и больничный,
- выполнять другие рутинные задачи.
Это освобождает HR-специалистов для более важных и сложных задач.
Чат-боты для технической поддержки
Чат-боты автоматизируют повторяющиеся задачи и освобождают время сотрудников компании. Они мгновенно отвечают на вопросы пользователей и находятся на связи 24/7 – это особенно важно для решения срочных проблем. Кстати, большинство проблем решается с помощью готовых инструкций и алгоритмов, поэтому внедрение чат-бота – весьма рациональное решение.
Чат-боты в медицине
Виртуальные ассистенты могут общаться с пациентами и проводить первичный осмотр: расспрашивать о симптомах и самочувствии. Благодаря этому доктор уделит больше времени лечению, а не постановке диагноза.
Благодаря чат-ботам пациенты могут записаться на прием к врачу или отменить его. ИИ ответит на все вопросы, которые могут возникнуть у него до или после консультации. Медицинские чат-боты также могут напоминать пациентам о приеме лекарств и отслеживать их самочувствие. Расшифровывать анализы и рассказывать о значении каждого показателя.
Виды чат-ботов по функционалу
От наполнения чат-бота зависит его функциональность. Одни алгоритмы ведут полноценные диалоги с пользователем, а другие выполняют только базовые функции, заложенные разработчиками. Разбираемся, какое наполнение бывает у чат-ботов.
Кнопочные чат-боты
Кнопочные чат-боты предлагают пользователю набор кнопок. У них интуитивно понятный интерфейс, и они просты в использовании. Кнопочные чат-боты быстро обрабатывают запросы пользователей, экономя их время и ресурсы. Такая технология хорошо подходит для обработки большого количества запросов. Это делает кнопочные чат-боты идеальным решением для компаний с большим потоком клиентов.
Чат-боты с базами знаний
В отличие от кнопочных чат-ботов, боты, подключенные к базам знаний, могут понимать и обрабатывать широкий спектр запросов.
Как работают чат-боты с базами знаний:
- Пользователь задает вопрос.
- Чат-бот анализирует вопрос: старается понять его смысл и контекст.
- Чат-бот использует базу знаний, чтобы найти информацию релевантную запросу пользователя.
- Чат-бот генерирует ответ, используя найденную информацию.
Чат-боты с базами знаний подойдут крупным компаниям с большим штатом или тем, кто заботится о корпоративной культуре и удобстве сотрудников.
Чат-боты на основе GPT
GPT – это большая языковая модель, разработанная OpenAI. Чат-боты на основе GPT могут вести беседы, которые невозможно отличить от разговора с реальным человеком. GPT постоянно совершенствуется, как и качество его ответов.
Чат-боты с использованием этой технологии подойдут для создания сложных продуктов. Разработка займет немало времени и потребует больших вложений.
Как выбрать чат-бот?
Чтобы выбрать чат-бота, нужно понять, какие задачи он будет выполнять: обслуживание клиентов, привлечение лидов, сбор данных. Затем необходимо подбрать подходящую платформу для внедрения бота: сайт, мессенджер или приложение.
Также важный шаг - изучение чат-ботов конкурентов. Сравните их оформление, функционал, почитайте отзывы пользователей. После этого небольшого исследования можете начинать работу с конструктором или с подрядчиком, в зависимости от того, что подходит для вашего бюджета и потребностей бизнеса.