Как протестировать чат-бота

Мария Бодрова
Мария Бодрова
Как протестировать чат-бот

Чат-бот должен корректно принимать запросы пользователей – ошибки в работе могут привести к потере клиентов. В ведении ботов может быть общение с покупателями, оформление заказов и сбор обратной связи. Если эти функции настроены корректно, они повысят продажи и улучшат бизнес-показатели.

Распространенные баги в голосовых ботах

Технологии ASR и TTS – основная причина багов. Из-за них качество распознавания речи снижается. Такой чат-бот не сможет принять запрос с внешними шумами. Ему будет сложно понять человека с картавостью или шепелявостью.

Чат-боты на основе технологии ASR плохо распознают запросы. Из-за этого голосовые команды не совпадают с их текстовыми вариантами. На слух они могут звучать похоже, но смысл у них разный. Например, вместо «где же ты» алгоритм слышит «уже коты».

Технология TTS преобразует печатный текст в речь. Неестественные паузы, неправильное произношение и интонация в речи чат-бота раздражают пользователей и сказываются на их впечатлении от взаимодействия с ним.

Некачественный сценарий может увести беседу не в то русло. Это отразится на впечатлении от компании. Продуманный скрипт должен приводить клиента из точки «А» в точку «Б».

Помимо основного сценария, нужно разработать фоновый. Благодаря ему чат-бот сможет отвечать на вопросы клиентов, которые отклоняются от темы диалога. Предусмотреть все варианты развития беседы, конечно, не получится. Тем не менее необходимо добавить в скрипт хотя бы несколько универсальных фраз, которые не повлияют негативно на пользовательский опыт, даже если диалог зайдет в тупик.

Как провести тестирование голосового бота?

Алгоритм голосового бота нужно проверять вручную. Для этого тестировщик озвучивает команды и отслеживает те моменты, когда бот начинает вести диалог не по сценарию. Затем специалист решает, какие варианты распознавания внести в скрипт, чтобы помочь пользователю и не навредить логике бота.

Сделать озвучку более естественной поможет разметка синтеза текста, то есть расставление ударений и пауз. После разметки тестировщик должен послушать заготовленные фразы и проверить, все ли из них воспроизводятся корректно. В случае ошибки реплики нужно отправить на доработку.

Распространенные баги в текстовых ботах

Диалог с ботом может выглядеть неестественно. В некоторых случаях алгоритм подбирает заготовленные фразы, которые не всегда подходят к ситуации. Если сценарий недостаточно вариативный, бот не сможет задавать встречные вопросы, поддерживать разговор и реагировать на реплики человека.

Низкая грамотность оттолкнет пользователей. Впечатление о компании останется плохим, если бот будет регулярно совершать орфографические, пунктуационные и смысловые ошибки.

Неправильное отображение реплик. В некоторых случаях курсив или полужирный шрифт могут не работать, а слова и символы сбиваться в одну строку или накладываться друг на друга. Внимательно нужно относиться к ссылкам: следите за их актуальностью и кликабельностью.

Как провести тестирование текстового бота?

Грамотность бота нужно проверять во время общего функционального тестирования. При проработке сценарных ходов обращайте внимания на реплики. Ошибки лучше всего устранять во время написания ревью сценария – тогда в алгоритме останется минимум опечаток.

Помимо орфографии и пунктуации, нужно следить за единством стиля. Выберите, какие буквы будете использовать в наименованиях: заглавные или строчные. Подумайте, над видом кавычек и размером тире.

Название вашей компании также должно писаться единообразно. Ошибки такого рода не будут критичными, но выдержанный стиль поможет создать хорошее впечатление о продукте.

При тестировании реплик обращайте внимание на ссылки:

  • Убедитесь, что ссылка, которую дает бот, актуальна, и по ней можно получить информацию, соответствующую запросу пользователя.
  • Проверьте, как ссылка отображается на экране. Если она занимает несколько строк, то ее лучше сократить или скрыть в коротких словах или словосочетаниях.

Для проверки кнопок нужно сосредоточиться на их корректности и кликабельности. Важно удостовериться, что в сценарии указан правильный адрес. Научите бота работать не только с конкретными фразами, которые есть на кнопках, но и с их синонимами. Например, подберите несколько вариантов ответа с значением «да» или «нет».

Как протестировать чат-боты

Виды тестирования

При ручном тестировании специалисты взаимодействуют с ботом и проверяют его функции.

Среди плюсов:

  • Простота реализации.
  • Не требуются специальные инструменты.
  • Выявление широкого спектра ошибок.

Основные минусы:

  • Трудоемкость.
  • Низкая скорость тестирования.

При автоматическом тестировании используют специальные инструменты, которые ускоряют проверку.

Основные преимущества:

  • Высокая скорость тестирования.
  • Возможность автоматизировать повторяющиеся задачи.

Недостатки:

  • Может быть дорогостоящим.
  • Не всегда выявляет ошибки, связанные с контекстом.

Метод тестирования зависит от ваших целей и потребностей. Перед началом проверки нужно понять, что именно вы будете оценивать: удобство, скорость или дизайн. После этого составьте план тестирования, отслеживайте результаты и вносите необходимые изменения.

Рекомендуем

BotCreators: обзор конструктора чат-ботов

BotCreators: обзор конструктора чат-ботов

Какие функции могут исполнять чат-боты от BotCreators и в чем их отличия и преимущества. Есть ли тарифы для заказа ботов и селф-конструктор, в каких сферах используются их виртуальные помощники и насколько просто можно корректировать сценарии и шаблоны уже готовых ботов.
Botmaker: обзор конструктора чат-ботов

Botmaker: обзор конструктора чат-ботов

Какие услуги и функции предлагает Botmaker, разрабатывающий чат-ботов для Telegram. Создать виртуального помощника можно как под заказ у команды специалистов, либо с помощью селф-конструктора. Какие функции есть у ботов Botmaker, какие тарифы и преимущества.
ChatLabs: обзор конструктора чат-ботов

ChatLabs: обзор конструктора чат-ботов

Какие услуги предлагает компания ChatLabs, занимающаяся разработкой чат-ботов. Как работать с конструктором чат-ботов от ChatLabs, сколько стоят услуги разработки, и какие преимущества есть у этой платформы.
Senler: обзор конструктора чат-ботов

Senler: обзор конструктора чат-ботов

Какие услуги предлагает платформа Senler, занимающаяся разработкой чат-ботов. Как работать с их конструктором чат-ботов, какие возможности есть на платформе и сколько стоят эти услуги.
Twin: обзор конструктора чат-ботов

Twin: обзор конструктора чат-ботов

Какие услуги предлагает компания Twin, которая занимается разработкой чат-ботов. Какие тарифы на создание ботов есть, можно ли получить доступ к селф-конструктору и насколько удобны и понятны виртуальные помощники.
AutoFAQ: обзор конструктора чат-ботов

AutoFAQ: обзор конструктора чат-ботов

Какие услуги и функции предлагает компания AutoFAQ, которая занимается разработкой чат-ботов, базы знаний и классификатора обращений. Разработкой занимается команда AutoFAQ, а после клиент получает доступ к платформе-конструктору.